Миссия Фонда:

всемерно содействовать развитию эффективной системы образования и науки в целях повышения конкурентоспособности страны

   

Предложения по количественным индикаторам анализа интернационализации

 

 

В целях подготовки предложений по количественным индикаторам анализа интернационализации и сравнительной оценки уровня и качества интернационализации российских и зарубежных университетов были проведены следующие виды работ:

1. Анализ различных методологий и количественных индикаторов,  формирование списка индикаторов для анализа их применимости представителями НИУ и ФУ, экспертным сообществом. Полный список индикаторов представлен в анкете по оценке индикаторов интернационализации.

2. Выборка данных и показателей, присутствующих в отчетах и формах НИУ и ФУ.  

3. Сопоставление полученных качественных и количественных индикаторов в программах НИУ и ФУ с ключевыми количественными индикаторами и качественными параметрами зарубежных методологий оценки интернационализации.

4. Формирование предложения по системе количественных индикаторов анализа интернационализации, направленных на анализ  и сопоставление с эталоном наилучших практик.

Бенчмаркинг (сравнение с эталоном) – процесс, при помощи которого подразделение вуза стремится повысить эффективность своей деятельности, изучая лучшие практики других, более эффективно работающих подразделений. В сущности, в процессе сравнения с эталоном происходит оценка релевантных процессов и операций (по возможности через измерение ключевых индикаторов деятельности) в своем подразделении и других подразделениях учебного заведения. Выделяются следующие формы бенчмаркинга: конкурентный или кооперативный совместный, функциональный,  межинституциональный, транснациональный,  внутренний/внешний. Процесс бенчмаркинга направлен на совершенствование деятельности. 

В рамках обсуждений неоднократно подчеркивалась необходимость использования согласованной терминологии, обеспечения общего понимания сути понятий, применяемых при анализе интернационализации. В этой связи, а также с учетом необходимости обеспечения согласованного понимания применяемых индикаторов и используемых понятий с зарубежными подходами, предлагается опираться на терминологию и системы учета, применяемые Организацией экономического сотрудничества и развития, при подготовке ежегодного статистического сборника Education at a Glance (Education at a Glance 2011: OECD Indicators).

Аргумент в пользу такого подхода в том, что в представленных выше европейских системах также используются определения и системы учета, принятые в ОЭСР, что нашло отражение в Глоссарии проекта «Индикаторы для определения профиля интернационализации»   IMPI Glossary (March 2011). Во врезках даны определения, вызвавшие наибольшее количество вопросов в ходе обсуждений. 


Эквивалент полной занятости (Full-time equivalent)

Студенты

С помощью показателя эквивалента полной занятости (full-time equivalent) определяется соотношение фактической учебной нагрузки студента к стандартной учебной нагрузке. Эквивалент полной занятости для студента рассчитывается как доля фактической учебной нагрузки в стандартной учебной нагрузке, умноженная на долю фактического времени обучения по отношению к стандартному времени обучения в течение учебного года.

Иногда используется другое определение:

Эквивалент полной занятости для студентов равен 60 кредитам за обучение или 1 800 рабочим часам в год.

Эти определения соответствуют предложениям, сформулированным МАИ и СПбПУ:

МАИ «Наверное, более правильно будет использовать подход как с подсчетом слушателей, приводится по формуле: учился весь год - засчитывается в отчете 1, учился пол учебного года - 0,5».

СПбГПУ «Общее количество зачисленных иностранных студентов должно подразделяться на студентов программ ВПО и слушателей, прибывающих на краткосрочные стажировки. Такой подход к краткосрочным стажировкам (критерием такой стажировки можно считать вид предполагаемого итогового документа - сертификат, а не диплом, как в случае со студентами) позволит учитывать и научных сотрудников и специалистов, прибывающих на краткосрочные научные и учебные стажировки, но не являющихся по статусу студентами того или иного зарубежного вуза».

Также целесообразно создать реестр иностранных студентов и слушателей, учитывающих виды стажировок, летних школ и других краткосрочных мероприятий, образовательное направление и количество участников данных мероприятий. Это позволит оценить направления международной активности университетов и ее изменение.


Эквивалент полной занятости

Сотрудники

Основой для расчета эквивалента полной занятости сотрудников служит количество рабочих часов, установленных для полной ставки согласно контракту, а не количество фактически отработанных рабочих часов или количество рабочих часов, затраченных на преподавание. Эквивалент полной занятости для сотрудников, работающих неполный рабочий день, определяется как соотношение фактически отработанных рабочих часов этим сотрудником за год к количеству установленных рабочих часов, которые штатный сотрудник должен отработать в течение года.

Иногда используется другое определение:

Эквивалент полной занятости для сотрудников равен 1 800 рабочим часам в год (Европейский стандарт) или количеству рабочих часов, определяемых трудовым законодательством какой-либо страны. 


 

 

 
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»