Миссия Фонда:

всемерно содействовать развитию эффективной системы образования и науки в целях повышения конкурентоспособности страны

   

Отбор индикаторов для формирования предложений по количественным индикаторам анализа интернационализации

 

 

С целью подготовки предложений по количественным индикаторам анализа интернационализации и сравнительной оценки уровня и качества интернационализации российских и зарубежных университетов с учетом российского и международного опыта представляется целесообразным осуществление выбора ключевых индикаторов из представленного широкого списка совокупности количественных индикаторов, подготовленного на основе анализа зарубежного опыта. Очевидно, что важным критерием выбора должна быть способность индикаторов быть  сигналами и стимулами развития международного сотрудничества в научной и образовательной деятельности.

Для проведения отбора 186  индикаторов были введены в  таблицу в Excel, с тем, чтобы эксперты, представители ведущих университетов могли оценить, по шкале от 0 до 3 уровень релевантности индикаторов для интернационализации исследовательской и образовательной деятельности университетов:

   0 – индикатор является не показательным и не нужен;

   1 – индикатор может быть использован, но не является значимым;

   2 – индикатор может быть использован, и представляется релевантным;

   3 – индикатор обязательно надо использовать.

В настоящее время получены данные только от четырех университетов, поэтому данные, полученные в рамках пилотного этапа оценки, носят предварительный характер. В таблице «Результаты пилотной оценки индикаторов» представлены индикаторы, выделенные экспертами, как наиболее значимые для  развития международного сотрудничества в научной и образовательной деятельности. Таких индикаторов 17. Одновременно дано сопоставление индикаторов, используемых в европейских системах, с индикаторами,  используемыми в программах развития  и отчетности НИУ и ФУ. Интересно, что только один из используемых в настоящее время индикаторов был оценен как высоко значимый.

Очевидно, что в части касающейся повышения уровня сопоставимости, даже без изменения (расширения) списка индикаторов, целесообразно уточнить формулировки и дезагрегировать некоторые индикаторы. Например, разделить аспирантов и НПР, имеющих опыт работы (прошедших стажировки) в два отдельных показателя; уточнить период, за который должен быть указан доход от НИОКР (по ПНР) по международным научным программам (НИУ); разделить количество статей по ПНР НИУ в научной периодике расчете на одного НПР (НИУ), индексируемой иностранной  и российской организациями (Web of Science, Scopus, Национальный индекс цитирования) в два отдельных показателя. Одновременно, представляется необходимым рассмотреть возможность включения в параметры анализа интернационализации ведущих вузов те индикаторы, которые выделены экспертами, как наиболее значимые. Безусловно, это возможно будет сделать только после получения и обработки экспертных оценок от  всех ведущих университетов, и проведения обсуждения полученных результатов. Еще раз необходимо подчеркнуть,  что данные представленные в таблице носят предварительный характер.

 

 
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»