Миссия Фонда:

всемерно содействовать развитию эффективной системы образования и науки в целях повышения конкурентоспособности страны

   

Интернационализация образования

 

 

При сохранении национального суверенитета в области образования и его национального многообразия, интернационализация образования является ключевым фактором его трансформации в развитых странах в последние десятилетия. Процесс интернационализации неуклонно усиливается, его значение растет, в разных странах интернационализация развивается в разных формах.

Согласно определению, принятому в исследованиях ОЭСР, интернационализацию образования (Internationalization of higher education) на национальном, секторальном и институциональном уровнях принято понимать как процесс, при котором цели, функции и организация предоставления образовательных услуг приобретают международное измерение. Понятие интернационализации в сфере высшего образования в международной практике традиционно включает в себя два аспекта: «внутреннюю» интернационализацию [internationalization at home] и «внешнюю» интернационализацию или образование за границей, межстрановое образование, трансграничное образование [education abroad, across borders, cross-border education]. Интернационализация образования включает следующие формы международного сотрудничества:

  1. индивидуальная мобильность: мобильность студентов или профессорско-преподавательского состава в образовательных целях;

  2. мобильность образовательных программ и институциональная мобильность; формирование новых международных стандартов образовательных программ;

  3. интеграция в учебные программы международного измерения и образовательных стандартов;

  4. институциональное партнёрство: создание стратегических образовательных альянсов.

Выделяют четыре стратегии интернационализации высшего образования1: характеризующие политику стран ОЭСР в этой сфере:

  1. согласованный подход [Mutual understanding approach],

  2. стратегия привлечения квалифицированной рабочей силы [Skilled migration approach],

  3. стратегия получения дохода [Revenue-generating approach],

  4. стратегия расширения возможностей [Capacity building approach].

Согласованный подход к интернационализации высшего образования (Mutual understanding approach)

Согласованный подход к интернационализации высшего образования опирается  на долгосрочные политические, культурные, академические цели развития страны. Реализация такой стратегии осуществляется через поддержку студенческой и академической мобильности, путем предоставления стипендий и реализации программ академических обменов, а также программ, направленных на создание институциональных партнерств в сфере высшего образования. Доминирующим принципом данного подхода является международное сотрудничество, а не конкуренции.

Стратегия привлечения квалифицированной рабочей силы (Skilled migration approach)

Стратегия поддержки миграции квалифицированных сотрудников направлена на привлечение избранных иностранных специалистов и талантливых студентов к работе в принимающей стране, как средство обеспечения экономического развития и повышения конкурентоспособности страны в экономике знаний. Основным инструментом данного подхода является система академических стипендий, дополненная активной программой продвижения системы высшего образования страны за рубежом в сочетании с принятием соответствующего визового и иммиграционного законодательства. Реализация таких программ осуществляется через специальные агентства или сеть агентств и организаций.

Стратегия получения дохода (Revenue-generating approach)

Стратегия интернационализации высшего образования, направленная на получение дохода, базируется на согласованном подходе и на стратегии привлечения квалифицированной рабочей силы, но в ее рамках образовательные услуги предлагаются на полностью платной основе и не предусмотрено предоставление государственных субсидий. Иностранные студенты дают дополнительный доход образовательным институтам, стимулируя университеты реализовывать предпринимательскую стратегию на международном образовательном рынке. Правительства в свою очередь предоставляют вузам значительную автономию, обеспечивают высокую репутацию своей системы высшего образования, а также высокую степень защиты иностранным студентам.

Стратегия расширения возможностей (Capacity building approach)

Стратегия расширения возможностей поощряет получение высшего образования за рубежом или в вузах – поставщиках иностранных образовательных услуг. Важными инструментами такого подхода являются:

1) программы поддержки зарубежной мобильности государственных служащих, профессорско-преподавательского состава, ученых и студентов;

2) обеспечение иностранным вузам, программам и преподавателям благоприятных условий для коммерческой образовательной деятельности в стране. Поощряется создание партнерств с местными поставщиками образовательных услуг для обеспечения передачи знаний между зарубежными и местными образовательными институтами.

Интернационализация высшего образования создает новые возможности, способствует повышению доступности высшего образования и его качества, внедрению инновационных методов работы в системах высшего образования. Опираясь на достижения международного сотрудничества, интернационализация в свою очередь способствует его укреплению.

Национальный фонд подготовка кадров содействует повышению уровня интернационализации образования, прежде всего, профессионального образования в России. В качестве координатора мероприятий по участию российских вузов в формировании общеевропейского пространства высшего образования, НФПК реализует проекты, направленные на поддержку и мониторинг содержательного реформирования учебного процесса, разработку и принятие новых государственных стандартов в сфере высшего образования,   повышение квалификации ППС,  совершенствование управления высшими учебными заведениями.

В настоящее время НФПК реализует проект, направленный на разработку Стратегии экспорта образовательных услуг Российской Федерации.


 

[1] Источник:  OECD (2004). Internationalisation and Trade in Higher Education: Opportunities and Challenges

Актуальная информация

В рамках проекта по развитию гарантий качества в разработке учебных планов между Финляндией и Россией  подготовлен «Справочник гарантий качества ученых степеней в Финляндии и России».

29 октября 2009 года 

«Русский язык был и остается одним из ведущих и наиболее распространенных мировых языков. Его считают родным около 130 миллионов граждан России и 30 млн. человек в ближнем и дальнем зарубежье. Свыше 114 миллионов владеют русским языком как вторым или знают его как иностранный».

Интервью Директора департамента по работе с соотечественниками МИД России А.В.Чепурина агентству "Интерфакс", 19.11.2009 г.

 
 
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»