Миссия Фонда:

всемерно содействовать развитию эффективной системы образования и науки в целях повышения конкурентоспособности страны

   

Европейский союз

 

  

Партнерство для модернизации

На 26 саммите России и ЕС был принят первый рабочий план и доклад по реализации Партнерства для модернизации, принятого 01/06/2010 на  25-й саммите Россия- ЕС в Ростове-на-Дону (01/06/2010 – Россия и ЕС запускают новую программу «Партнёрство для Модернизации»). Ключевыми словами в Совместном о заявлении модернизации являются «на благо граждан своих стран». Другим пунктом, понятным читателю заявления, является поручение координаторам партнёрства разработать рабочий план и намерение постоянно контролировать осуществление диалога, что должно повысить его эффективность и целесообразность. Эти три аспекта вселяют надежду на то, что партнёрство может быть действенным инструментом. В остальном документ слишком расплывчат в плане отправной точки и механизмов осуществления и очень туманен в определении конечного пункта назначения. Такие цели, как продвижение реформ, усиление роста и повышение конкурентоспособности действительно являются общими, но они являются общими и далеко за пределами ЕС и России. «Четыре пространства» и отраслевые диалоги, которые предполагается использовать в качестве главных инструментов, пока что не продемонстрировали своей продуктивности, а новое Соглашение между ЕС и Россией всё никак не может быть достигнуто. Перечень регулируемых направлений включает 11 пунктов и может быть дополнен новыми, если это будет сочтено целесообразным. Есть риск дублирования системы отраслевых диалогов.

 

Подробно о повестке дня по модернизации России с её сильными и слабыми сторонами, и о том, как партнёрство может способствовать процессам модернизации.

Максимум пользы из «Партнёрства для модернизации


В декабре 2007 года исполнилось 10 лет вступления в силу Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС), учреждающего партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны. Сотрудничество в сфере образования и профессиональной подготовки регулируется статьей 63 Соглашения.

 

 

Статья 63
Образование и профессиональная подготовка

Стороны сотрудничают с целью повышения уровня общеобразовательной подготовки и профессиональной квалификации как в государственном, так и в частном секторах.

  1. Данное сотрудничество, в частности, концентрируется в следующих областях:
    • совершенствование системы высшего образования и подготовки кадров в России;

    • подготовка руководителей в государственном и частном секторах и старших должностных лиц органов государственного управления в приоритетных областях, которые будут определены в дальнейшем;

    • сотрудничество между высшими учебными заведениями, а также между высшими учебными заведениями и фирмами;

    • обеспечение свободы передвижения для преподавателей, выпускников, молодых ученых и исследователей, администраторов и молодежи в целом;

    • содействие преподаванию в области европейских исследований в рамках соответствующих образовательных учреждений;

    • изучение языков России и Сообщества;

    • повышение квалификации синхронных переводчиков, имеющих высшее образование;

    • профессиональная подготовка журналистов;

    • обмен методиками преподавания, поощрение использования современных учебных программ и технических средств;

    • развитие системы обучения на расстоянии и новых технологий подготовки кадров;

    • подготовка преподавателей.

  2. Участие одной из Сторон в соответствующих программах в области образования и профессиональной подготовки другой Стороны может рассматриваться на основании положений их соответствующих процедур; при этом в необходимых случаях могут быть созданы требуемые институциональные рамки и разработаны планы сотрудничества на основе участия России в программе Сообщества "ТЕМПУС".

 

 

В настоящее время идут переговоры по новому Соглашению, одним из разделов которого станет сотрудничество России и ЕС в сфере образования.

Еще одной основой для сотрудничества является «Дорожная карта» по образованию, науке и культурным аспектам, согласованная на саммите в Санкт– Петербурге в мае 2003 года, и утвержденная в 2005 году. Дорожная карта формирует положения для одного из  четырех общих пространств России и ЕС, и «призвана создать принципиально новые возможности для сотрудничества России и ЕС в области образования и научных исследований».

Анализ опыта сотрудничества России и ЕС, а также анализ опыта и методов сотрудничества в сфере образования в ЕС позволяет сформулировать некоторые рекомендации на будущее. Целесообразно и сотрудничество России и ЕС  в сфере образования развивать,  опираясь на принципы и механизмы открытого метода координации, принятые и в рамках Болонского процесса. Безусловно,  партнерство должно характеризоваться новым уровнем институционализации, и включать структурированный политический диалог по проблемам образования и профессиональной подготовки в рамках Совета России – ЕС по сотрудничеству в сфере образования и подготовки на уровне министров, ответственных за образование.  Такой диалог предполагает регулярный обмен опытом и наилучшими практиками, обмен статистическими данными, обзоры развития образования и образовательной политики, анализ основных проблем, исследования и обмен знанием по горизонтальным и секторальным вопросам. Необходимо разработать  совместно «развивающуюся» рабочую программу для диалога и сотрудничества по образованию и профессиональной подготовке, причем должен быть предусмотрен (в Соглашении или Декларации) регулярный анализ ее осуществления, и направлений дальнейшего развития. Для этого необходимы плановые консультации официальных лиц высокого уровня в рамках ежегодных встреч, результатом которых будут совместные заключения. Такой политический диалог сможет стать новой платформой для развития сотрудничества в сфере образования между ЕС и Россией, а также основой для устойчивого развития всеобъемлющего стратегического партнерства. Работа Диалога  должна опираться на деятельность Рабочей группы и экспертных групп по направлениям «развивающейся» повестки дня.

Неотъемлемой частью системы сотрудничества должно стать участие России и ЕС, с согласованными позициями / общими подходами, в программах и проектах по образованию, консультациях высокого уровня, и министерских встреч других международных организаций, прежде всего, ОЭСР, ЮНЕСКО.

Представляется, что  на этой основе Россия и ЕС создадут прочную и конкретную основу для развития образовательного сотрудничества в рамках реализации «дорожной карты» Россия-ЕС до 2013 года,  и стратегического партнерства России и ЕС в ближайшем десятилетии.

Национальный фонд подготовки кадров стремиться содействовать реализации целей «Дорожной карты» и задач формированию общеевропейского пространства высшего образования на основе мониторинга и анализа опыта сотрудничества России и ЕС, и сотрудничества стран-членов ЕС в сфере образования, выявления наилучших практик, организации обмена опытом, информацией, выработки рекомендаций, подготовки докладов. В настоящее время НФПК завершил подготовку анализа программы сотрудничества стран-членов ЕС в образовании и профессиональной подготовке» на период до 2020, целей и задач формирования Общеевропейского пространства высшего образования в следующем десятилетии. На основе анализа выработаны предложения по развитию сотрудничества России и ЕС в сфере образования, в том числе в рамках Общеевропейского пространства высшего образования.

 

 

Материалы по теме:

  1. М.В. Ларионова. Возможности для гармонизации нормативно-правовой и законодательной базы для эффективного развития сотрудничествав сфере образования в рамках «дорожной карты» Россия-ЕС до 2013г.

  2. Б.В. Железов, М.В. Ларионова, Т.А. Мешкова, С.В. Творогова: Возможные сценарии развития сотрудничества России и ЕС в сфере образования в ходе реализации «дорожной карты» России-ЕС до 2013 г.

  3. М.В. Ларионова: Открытый метод координации как рабочий метод управления интеграционными процессами в образовании.

Актуальная информация

 

15 апреля 2013

Европейская комиссия одобрила новую программу "ERASMUS FOR ALL"

Подробнее>>>

 

11 сентября 2012

В издательстве Ashgate опубликована монография под редакцией М.В. Ларионовой «Европейский союз и «Группа восьми»: совместная ответственность за глобальное общественное благо»

Подробнее>>>

 

03 марта 2011 г.

«Роль образования и профессиональной подготовки должна найти полноценное отражение в работе ЕС в рамках нового «Европейского семестра», который начинает действовать в 2011 г.

Совет по образованию, молодежи, культуре и спорту призвал страны - члены ЕС разработать и принять Национальные программы реформирования, направленные на достижение ключевых целей Программы «Образование и профессиональная подготовка 2020» (“ ET 2020”), принятой в 2009г.  Подробнее >>>

«Европейский семестр» - новый инструмент координации и планирования  экономической политики стран-членов ЕС, включая финансовые, макроэкономические вопросы и структурные реформы. Представляет собой шестимесячный процесс консультаций на основе доклада ЕК, и определения ЕС основных экономический проблем и задач. Цикл консультаций начинается в марте, в течение апреля страны-члены должны пересмотреть свои среднесрочный бюджеты и подготовить национальные программы, предусматривающие меры по повышению занятости и социальной интеграции. В течение июня и июля ЕС выработает и представит рекомендации, после чего страны-члены завершат подготовку своих бюджетов на следующий год. (Подробно решение Совета о «Европейском семестре»)  

25 ноября 2010 г.

«Европейская наука и образование должны обеспечить себе лидерские позиции. И сделать это – мы также можем за счет тесного партнерства. Россия продолжит инвестировать в общеевропейские научные проекты, такие как сооружение рентгеновского лазера в Гамбурге или ускорительного центра в Дармштадте. Готовы предложить коллегам из ЕС проводить исследования в российских университетах и научных центрах. В том числе – в рамках специальных грaнтовых программ. Кроме того, в России есть хорошая возможность работать на уникальных экспериментальных установках. Так, вскоре будет введена в эксплуатацию нейтронная мегаустановка на базе реактора под Санкт-Петербургом».

Статья Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина «Россия и Европа: от осмысления уроков кризиса - к новой повестке партнерства» в газете «Зюддойче Цайтунг», приуроченная к его предстоящему участию в организованном этим изданием IV ежегодном экономическом Форуме руководителей и топ-менеджеров ведущих германских компаний.

См. полный текст >>>

 

Семь приоритетов коллективных действий, направленных на усиление роли образования в «треугольнике знаний»: образование – исследования – инновации, определены в Заключение  2978 го заседания Совета по образованию, молодежной политики и культуре, состоявшегося 26 и 27 ноября 2009 г. >>>

 

15 февраля 2010 года

«Значение образования для экономического роста и нового качества занятости должно найти отражение в предстоящей реформе бюджета ЕС»>>>

 

25-26 января 2010 года

«Образование и подготовка являются основой создания   развития новой устойчивой, основанной на знаниях и социально ответственной экономической модели»>>>

 

21 октября 2009 года 

По итогам российско сербских переговоров на высшем уровне 21 октября 2009 г. подписана Программа сотрудничества в области культуры, образования, науки, спорта и молодёжной политики между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербия на 2009–2011 годы.  >>>

 

«Европейским университетам не хватает реальной автономии».

Опубликованы результаты исследования Европейской ассоциации университетов, в котором приняли участие университеты из 33 европейских стран.

Доклад отражает тот факт, что на практике власти, по-прежнему, играют центральную роль в регулировании систем высшего образования, и в большинстве стран, осуществляют прямой контроль.

Университеты не имеют достаточной свободы, особенно в управлении финансами. Исследование  приводит оценку по 30 критериям в четырех областях автономии: организационной, академической, финансовой и кадровой.

Доклад будет основой для нового проекта ЕАУ по разработке «карты автономии» университетов по всей Европе. Карта может стать важным инструментом оценки уровня автономии на национальном и институциональном уровнях.

Подробнее см. доклад

 
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»